Dota 2 — бывший пользовательский мод к Warcraft 3, прошедший огромный путь и ставший наконец полноценной самостоятельной игрой. Она еще не успела выйти (на момент подготовки материала проходит закрытое бета-тестирование), но уже волнует умы и сердца множества игроков по всему миру. Один из членов нашей редакции присмотрелся к игре поближе и обнаружил, что поиграть в нее обязан каждый.
Гибкость и разнообразие Если в игре больше сотни играбельных персонажей, вы наверняка найдете кого-то по душе. И не одного Огромное количество контента, которое нужно освоить, чтобы не чувствовать себя в Dota 2 абсолютным ничтожеством, — это палка о двух концах. С одной стороны, перед новичком, не имеющим представления о том, что такое Dota, сходу вырастает огромная стена, и перелезать через нее придется безо всяких подручных средств, полагаясь на собственную цепкость, силу и смекалку. Но с другой…
С другой стороны, когда восхождение будет, наконец, закончено, и вы окажетесь на вершине, откроется такой вид, что просто дух захватывает. Dota 2 не намерена вытирать вам сопли, но тем, кто готов сжать зубы и перетерпеть первую острую боль, она откроет небывалые возможности. Это проект, который, без преувеличения, поддерживает любой стиль игры, какой только может прийти вам в голову. Сила, ловкость, магия, стелс, ближний бой, дальний бой, призыв помощников, поддержка: не имеет значения, как вы предпочитаете играть, здесь найдется герой, обладающий именно теми способностями, которые вам нужны.
С таким неимоверным количеством доступных героев вы не заскучаете в битве, будь она хоть первой, хоть сто первой. Тот факт, что вражеская команда тоже всякий раз собирается заново, довольно скоро перестанет пугать и будет только в радость. Каждый матч — сюрприз, каждая толковая команда, встреченная в онлайне — запутанная головоломка, которая еще и реагирует на ваши попытки ее решить, стремясь как можно сильнее усложнить вам жизнь. Кстати, до начала матча невозможно оценить опытность врагов, что тоже добавляет адреналина. Игра еще не началась, а ты уже строишь планы и пытаешься догадаться: вон тот деятель, который выбрал Рики — умеет ли им играть? Очень важный вопрос.
Выверенный баланс Грифинг иногда выходит в Dota 2 на какой-то совершенно новый уровень Баланс — одна из самых больных тем в онлайн-играх. Слезные просьбы «понерфить пала» успели за годы превратиться в своеобразную добрую традицию. Такое повышенное внимание к вопросам игрового равенства более чем объяснимо: если одна из сторон в битве или один из персонажей в списке сильнее и эффективнее других, значит игра ведется нечестно, и играть в нее нет никакого интереса.
В смысле баланса Dota 2 — едва ли не образец. Хотя баланс тут выражается не в способности каждого героя ушатать любого другого, а в ценности персонажа для команды. Бесполезных героев в игре попросту нет. Это, кстати, опять-таки не значит, что можно выбирать кого угодно и ждать неминуемой победы. Выбор персонажей зачастую диктуется ситуацией, а если конкретнее — вражеским подбором. Но суть в том, что к любому хитрому замку в Dota 2 найдется свой ключ, нужно только знать, какой, и уметь правильно им пользоваться.
Наверное, отчасти это результат долгих лет естественной эволюции: в конце концов, у тех, кто работал над Dota, было аж девять лет, чтобы довести баланс до совершенства (ну, или почти). И они явно не тратили это время зря. Лучшее доказательство тому — успех проекта в качестве киберспортивной дисциплины. Да и сейчас, когда игрой занялась Valve, доводка баланса продолжается. Те, кто играл в первую «Доту» наверняка заметят, что способности у некоторых героев изменились.
Содержание важнее формы Лучшее в мире чувство — это когда полматча сдаешь башню за башней, а потом все же собираешься и выигрываешь Любая игра стремится поразить игрока, отвлечь его чем-нибудь грандиозным. Пусть что-нибудь взорвется в кадре, или красиво подлетит в воздух какая-нибудь машина, главное — чтобы вы вздрогнули и запомнили этот момент. Чтобы он остался у вас в памяти и постоянно приходил на ум всякий раз, когда вы вспоминаете игру или рассказываете о ней знакомым.
Авторы Dota 2 смеются над этими выкрутасами. Им совершенно резонно кажется, что хорошее зрелище — это не столько грандиозные скриптованные сцены, сколько захватывающие бои, в которых перевес постоянно оказывается то на одной, то на другой стороне, а исход схватки может решить одно несвоевременное нажатие на кнопку. И надо признать, что в итоге их взгляд на вещи оказывается значительно более привлекательным и… долговечным, что ли. Если что-то неожиданное происходит не по мановению скрипта, а само собой, как прямое следствие действий игроков, то и запас таких ситуаций практически никогда не иссякнет.
Разница примерно такая же, как между походом в кино и просмотром футбольного матча. В первом случае на зрелище работают профессиональные сценаристы, режиссеры, гримеры, специалисты по визуальным эффектам, и в результате часто получается нечто действительно великолепное и удивительное. Но на сколько просмотров вас хватит? Футбол выглядит попроще, тут на поле не появляются внезапно гигантские роботы, не прилетают пришельцы, а спортсменов не уносит в конце матча огромной приливной волной, знаменующей конец света. Но каждую новую трансляцию фанаты ждут, как на иголках. И, пожалуй, в первую очередь потому, что у встречи (если она ведется честно) нет заранее заданного сценария, и никто на самом деле не может со стопроцентной уверенностью сказать, что случится в эти два тайма и с каким счетом все закончится.
Необычный геймплей Существует множество сравнительно честных способов отобрать Эгиду бессмертия (артефакт, крайне полезный в бою) у почти заполучивших его врагов. Вот лишь некоторые из них Главное, что в конце концов безоговорочно влюбляет в Dota 2, — это, конечно же, геймплей. Это и PvP, и PvE, и стратегия, и ролевая игра. Dota 2 изменяется, мутирует, перетекает из одного состояния в другое прямо у вас на глазах, словно какой-нибудь небывалый инопланетный организм. У нее есть свой, совершенно неповторимый ритм: это не сражение, а сложный танец продолжительностью в несколько десятков минут, в ходе которого соперники-«партнеры» то наступают, то отходят назад, повинуясь постоянно меняющейся ситуации на поле боя. Первые столкновения на трех магистральных дорогах — это прощупывание чужой обороны, лихорадочные попытки понять, насколько опытен и силен враг и как много вы можете себе с ним позволить. Вы раз за разом обмениваетесь с ним ударами, выжидая подходящего момента, наконец, одна из сторон решает рискнуть, следует короткая и ожесточенная схватка, кого-то парализуют, кто-то, струсив, отступает к ближайшей дружественной башне, и наконец на землю падает первый труп. «First blood!» — недобро провозглашает закадровый герольд.
Дальше все идет по нарастающей: копится опыт, капают уровни, собираются в инвентаре могущественные артефакты. Камерные сражения в формате два на два все чаще уступают место масштабным битвам, в которых участвует большая часть героев с обеих сторон. Рушатся башни, движется линия фронта, и, наконец, война приходит к одной из команд домой, неся с собой смерть, разрушения и гибель главного сокровища Dota 2, спрятанного на базе Древнего.
«gg», — повторяется в чате несколько раз, — «Хорошо поиграли». Все расходятся своими дорогами. Для каждого из вас бой матч сложился по-своему, но есть нечто, что вас объединяет: хочется еще.
Это бета На стройках бывает грязновато и небезопасно, но это, как мы знаем, временно Ну и, наконец, есть одно последнее важное обстоятельство: Dota 2 еще фактически не вышла. В нее (было бы желание) можно сыграть прямо сейчас, но финальной текущую версию игры никак не назовешь. Поэтому практически все претензии к ней разбиваются о единственный непоколебимый аргумент: дальше наверняка будет лучше.
И это при том, что даже сейчас, в незавершенном состоянии, Dota 2 — одна из самых необычных и увлекательных игр на свете. Она действительно может представляться новичку пугающе хардкорной (собственно, такая она и есть на самом деле), но все связанные с этим проблемы вполне решаемы, даже если вы в принципе не играете в онлайне и впервые в жизни услышали название Defense of the Ancients. Чтобы понять и полюбить Dota 2, необходимо лишь упорство, а наградой за страдания станет не просто отличная, а без преувеличения великая игра. И это все, мы повторяем, сказано о закрытой бета-версии.
Если сейчас в Dota 2 чего-то не хватает, то с определенной уверенностью можно заявить, что оно в игре появится. В конце концов, это раньше проект поддерживали энтузиасты для энтузиастов. Сейчас в дело вступила Valve, компания крайне серьезная и опытная, а значит все, чего не хватало Dota 2 как коммерческому продукту и отсутствие чего прощалось Dota как фанатскому моду, наверняка будет в игру добавлено.
По-настоящему значимые вещи редко не содержат противоречий. Вот и у Dota 2 есть как бы два личины. Одна будет сниться новичкам в кошмарах, другая вполне может стать воплощением практически всего лучшего, что есть в современных видеоиграх. Вопрос лишь в том, насколько сильно лично вы хотите ее понять.
Смешно, ноавтор тот же.
|