Осваиваем Jass: Глава 4, Глава 5
25-11-2024» 4. Условия, циклы в jass Рассмотрим такой пример: имеется фрагмент триггерного действия
Код: For each (Integer i) from 1 to 10, do (Actions) Цикл If (All Conditions are True) then do (Then Actions) else do (Else Actions) Условие i равно 1 Действие Set s = (s + 2) Иначе Set s = (s + 1) Цикл по i от 1 до 10 и условие внутри цикла. Во что превратится это действие, когда мы переведем его в jass? Создай в редакторе такой триггер и проверь. Действие превратится в следующий фрагмент
Код: set udg_i = 1 loop exitwhen udg_i > 10 if ( Trig_____________________________________001_Func001Func001C() ) then set udg_s = ( udg_s + 2 ) else set udg_s = ( udg_s + 1 ) endif set udg_i = udg_i + 1 endloop Думаю, что пока не очень понятно, что здесь за что отвечает. Начнем с оператора if. Очевидно, он превратился в строки:
Код: if ( Trig_____________________________________001_Func001Func001C() ) then set udg_s = ( udg_s + 2 ) else set udg_s = ( udg_s + 1 ) endif Все что ниже первой строки - понятно, но почему вместо нормального условия в первой строке стоит "( Trig_____________________________________001_Func0 01Func001C() )"? Дело в том, что редактор триггеров довольно глупо переводит условия из триггеров или триггерных действий. После такого перевода часто приходится исправлять и оптимизировать код. В нашем случае, редактор создал специальную функцию с именем Trig_____________________________________001_Func0 01Func001C() для того, чтобы проверить нужное нам условие, что i=1. Эту функцию ты можешь увидеть вверху триггера:
Код: function Trig_____________________________________001_Func001Func001C takes nothing returns boolean if ( not ( udg_i == 1 ) ) then return false endif return true endfunction Пока не будем вдаваться в то, что это за функция и что она делает. Самое главное - эта функция возвращает значение true (истина) если i=1, или ложь, если i не равно 1. Возникает вопрос: что же, при каждом применении оператора if нам придется создавать какую-то функцию? Ничего подобного - можно обойтись и без нее! Стираем эту ненужную функцию, а в строчку вносим изменения:
Код: if (udg_i == 1) then И все. остальное оставляем неизменным. У нас получится фрагмент кода:
Код: set udg_i = 1 loop exitwhen udg_i > 10 if (udg_i == 1) then set udg_s = ( udg_s + 2 ) else set udg_s = ( udg_s + 1 ) endif set udg_i = udg_i + 1 endloop Теперь ты знаешь, что такое оптимизация :). Но остается открытым вопрос: что же такое мы вставили в условие оператора if. Это просто проверка, равна ли переменная i единице. В jass есть специальные значки для проверки условий равенства или неравенства: == (два знака равно) переводится как равно != переводится как не равно < меньше > больше <= меньше или равно >= больше или равно.
Т.е. если мы хотим записать условие **i[.b] не равно 10, то оно будет выглядеть i!=10 Теперь ты можешь сам разобраться с условным оператором в jass:
Код: if (udg_i == 1) then set udg_s = ( udg_s + 2 ) else set udg_s = ( udg_s + 1 ) endif Переводится как "Если i=1 то делать то-то иначе делать то-то".
Хорошо, с условным оператором разобрались. А как насчет циклов? К оператору цикла относятся следующие строки:
Код: set udg_i = 1 loop exitwhen udg_i > 10 ... set udg_i = udg_i + 1 endloop ... - это могут быть любые действия, которые происходят внутри цикла Итак, перед началом цикла переменной i присваивается значение 1 - это начальное значение для нашего цикла. loop - ключевое слово, означающее начало цикла endloop - конец цикла Т.е. действия между loop и endloop будут повторяться. Но сколько раз они должны повторяться? Вообще говоря, 10. Но в jass все циклы устроены более универсально, чем в триггерах. Тут циклы повторяются не ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЧИСЛО РАЗ, а ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО ТАКОЕ-ТО УСЛОВИЕ. За проверку этого условия отвечает строка: exitwhen <УСЛОВИЕ> - переводится как выйти из цикла, когда выполнено УСЛОВИЕ. exitwhen udg_i > 10 - переводится как выйти из цикла, когда переменная i станет больше 10. Мы могли бы к примеру написать условие exitwhen udg_i == 10- выйти из цикла, когда iстанет равно 10. Тогда в цикле будет выполнено на одно действие меньше.
Итак, вся наша структура
Код: set udg_i = 1 loop exitwhen udg_i > 10 ... set udg_i = udg_i + 1 endloop имеет следующий смысл. Переменная i приравнивается к 1. На каждом витке цикла проверяется, не стала ли переменная i больше 10. Если не стала, производится какое-то действие и затем переменная i увеличивается на 1. И так до тех пор, пока не будет выполнено условие окончания цикла.
Итоги: Условный оператор при переводе триггера в jass не очень удобен, т.к. его приходится оптимизировать. Оператор цикла в jass более универсальный, т.к. действие производится не фиксированное число раз, а до тех пор, пока не выполнится условие. Кроме того, переменную цикла в триггерах можно увеличивать только на 1, а в jass - ее можно изменять произвольным образом. Читатель, про циклы можно сказать еще следующее. Если ты попробуешь перевести в текст действие
Код: For each (Integer A) from 1 to 10, do (Actions) ... (т.е. воспользуешься одним из циклов с Integer A или Integer B, то на выходе получишь:
Код: set bj_forLoopAIndex = 1 set bj_forLoopAIndexEnd = 10 loop exitwhen bj_forLoopAIndex > bj_forLoopAIndexEnd ... set bj_forLoopAIndex = bj_forLoopAIndex + 1 endloop Что такое bj_forLoopAIndex и bj_forLoopAIndexEnd? Оказывается это специальные глобальные переменные, которые используются для проверки условий окончания такого вида цикла. Обычные переменные типа integer. Проверь сам - действие в цикле будет выполнено ровно 10 раз. Отсюда вывод: хочешь ты того или нет, но редактор всегда вставляет в твой сценарий 4 специальных глобальных переменных: set bj_forLoopAIndex set bj_forLoopAIndexEnd set bj_forLoopBIndex set bj_forLoopBIndexEnd В принципе они предназначены для циклов, а на самом деле при помощи jass в них можно записывать все что угодно. Кстати, подобных переменных на самом деле довольно много.
» 5. Функции в jass Что такое функция? Функция, это фрагмент кода, в который можно передавать параметры, который может возвращать один параметр и производить определенные действия. Не очень понятно, но вспомни в предыдущем сообщении, как для определения выполняется ли условие i=1 создавалась специальная функция.
Кроме того, ты наверное замечал, что при переводе триггера в jass, в итоге создаются несколько функций. Обычно, функция для действий триггера, для условия, а также функция для присоединения события. Но об этом я еще напишу позже.
Самое главное, что функции можно использовать, чтобы сделать код более удобным и коротким. Синтаксис функции выглядит следующим образом:
Код: function <ИМЯ ФУНКЦИИ> takes <ПЕРЕЧЕНЬ ПАРАМЕТРОВ, которые функция БЕРЕТ> returns <тип параметра, который функция ВОЗВРАЩАЕТ> ... <ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ФУНКЦИИ> ... endfunction Все это может быть выглядит страшно, но мы разберем на примерах. Самый простой вид функций - та которая ничего не берет и ничего не возвращает. К примеру, создадим функцию с именем property, которая при каждом ее запуске дает игроку1 1000 золотых.
Такая функция будет выглядеть следующим образом:
Код: function property takes nothing returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(0), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Несколько замечаний. Во-первых действие добавления денег взято путем перевода такого действия из триггеров в jass. Я сказал, что деньги даются игроку1, а в коде написано Player(0) - это потому что в jass игроки начинают нумероваться с нуля. Т.е. 0 - номер первого игрока, 1 - второго и т.д. PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD - кодовое слово, которое означает, что прибавляется именно золото, а не скажем лес. Вместо перечня параметров, которые берутся и вместо типа параметра, который возвращается функцией стоит слово nothing - на английском означает ничего. Т.е. функция ничего не берет и ничего не возвращает. Она просто делает действие - добавляет деньги игроку1.
Для того, чтобы вызвать эту функцию на исполнение, достаточно написать команду
Код: call property() () - это скобки, в которых указывается список параметров для функции, но в нашем случае он пуст. Ты можешь вставить эту команду в триггеры (в виде custom script) или в jass. Когда триггер запущен и очередь дойдет до этой команды, будет запущена функция и выполнены все ее действия. И при каждом запуске игрок1 будет получать 1000 золота. Конечно, функция состоящая из одного действия не имеет смысла, но действий может быть и больше. Если в триггерах или коде имеются часто повторяющиеся фрагменты, то имеет смысл создать функцию и заменять фрагмент на вызов функции.
Пока что я не рассказал, а куда нужно вставлять текст функции. Это нельзя делать куда попало. Нельзя вставлять функцию внутрь другой функции. Функцию можно вставить в пустое пространство между другими функциями в триггере или в специально отведенное место (второй вариант предпочтительнее, позже расскажу почему).
Путь к этому специальному месту: открой редактор триггеров. Слева в окне найди дерево триггеров (список папок и самих триггеров). Самая высокая позиция этого дерева - иконка карты. Щелкни на нее. Справа откроется окно "Нестандартный код". Вот в него и нужно вставлять функции.
Вставь в это окно текст функции property. Затем сделай триггер с событием Map Initialization и действием: cs call property() Запусти сценарий и проверь, что функция действительно работает.
Итак, первая и самая простая функция сделана. Но функции очень удобны тем, что они могут принимать определенные параметры, которые влияют на действие функции. К примеру, модернизируем функцию property, чтобы она давала 1000 золота не первому игроку, а игроку, которого мы укажем в параметре. Т.е. в функцию мы будем передавать параметр номер игрока (типа integer). В итоге, функция будет выглядеть так
Код: function property takes integer n returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Смотри, в первой строке вместо takes nothing теперь стоит takes integer n. Это означает, что функция имеет 1 параметр типа integer. Чтобы запустить функцию с параметром, нужно будет вставить строку
Код: call property(<какое-то число>) И это самое число будет передано в функцию при запуске и записано в локальную переменную n. Вот такой фокус. Мы можем вводить номер игрока, которому мы хотим дать 1000 золота и этот номер будет передан в функцию. А для того, чтобы дать 1000 золота игроку с этим номером, мы переделали вторю строку:
Код: call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) Т.е. дать 1000 золоту игроку с индексом n-1. Я нарочно поставил не n, а n-1, т.к. мы привыкли нумеровать игроков с 1, а в jass нумерация идет с 0. Итак, если у нас имеется указанная функция, то чтобы дать игроку1 1000 золота, мы можем набрать команду
Код: call property(1) Еще несколько слов о параметрах. Во-первых, параметров может быть любое число и они могут быть любого типа. Если параметров более одного, то они идут перечислением через запятую. Например, вот модернизированная функция, в которую мы в качестве параметров передаем не только номер игрока, но и количество золота.
Код: function property takes integer n, integer gold returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Но сколько параметров у функции, столько должно передаваться и при ее вызове. Т.е. для вызова нужно использовать строку
Код: call property(1,1000) Во-вторых, параметры, как я и говорил, передаются в локальные переменные. Но в любой функции могут быть и другие локальные переменные. Просто нужно объявить их в начале функции
Код: function property takes integer n, integer gold returns nothing **local real r** call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Ну и еще одно замечание. В большинстве языков программирования имеется разделение понятий процедура и функция. Процедура - фактически тоже самое что и функция, но она ничего не возвращает в качестве параметра. Все примеры, рассмотренные нами выше - брали или не брали параметры, но все равно ничего не возвращали. Т.е. грамотнее было бы назвать их процедурами.
И переходим к последнему - самому общему варианту, когда функция что-то возвращает. Раньше мы везде писали returns nothing, но если мы хотим, чтобы функция что-то вернула, нужно указать какой-нибудь тип. Скажем returns integer (возвратить параметр типа integer). Например, если мы хотим создать функцию, которая будет возвращать нам сумму чисел от 1 до n, где n - параметр, передаваемый в функцию. Функция выглядит так:
Код: function summa takes integer n returns integer local integer i local integer s set i = 1 set s = 0 loop exitwhen i > n set s = s + i set i = i + 1 endloop return s endfunction Попытайся разобраться с действием этой функции. Внутри есть цикл, который нужен для нахождения суммы 1+2+...+n. Далее есть ключевое слово return - это одновременно команда прекратить выполнение функции, и способ заставить функцию вернуть значение. return s означает, что функция вернет значение из переменной s, т.е. искомую сумму.
Как же обратиться к такой функции для ее вызова? Функции, возвращающие определенное значение, вызываются по-особому. Их можно использовать в каких-то выражениях или равенствах. К примеру, если у тебя есть глобальная переменная i, ты можешь вызвать функцию summa следующим образом:
Код: cs set udg_i = summa(10) И тогда РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИИ, то что она возвращает - сумма, будет помещен в переменную i. Или можно сделать так:
Код: cs set udg_i = summa(9+1)+2 Тогда в переменную i будет помещена сумма чисел от 1 до 10 плюс еще 2 единицы.
В этом и состоит смысл функций, с возвращаемым значением. Примечания: Тип данных, возвращаемых функцией должен совпадать с переменной, куда мы пишем это значение. integer-integer или real-real. Вообще говоря, даже если функция возвращает значение, ее можно запустить методом Код: call <Функция> (<параметры>) Но понятное дело, значение функции, которое оно возвращает, не будет никуда записано. Команда return представляет определенный интерес сама по себе. Если ты проверишь, во что превратится команда skip remaining actions в jass - она превратится в return. Т.е. это команда, которая прерывает исполнение функции. Допускается запуск одной функции из другой. К примеру, в функцию summa можно вставить строчку Код: call property(1,1000) Но может возникнуть ошибка. Обращаться можно только к функции, которая записана выше данной (т.е. создана раньше). Т.е. если функция property будет ниже чем summa - то обращаться к property из summa нельзя.
Кстати, код в специальном месте для триггерных функций расположен ВЫШЕ чем код всех игровых триггеров. Поэтому к функциям записанным здесь можно обращаться из любого триггера. 5. Если внимательно приглядеться, то кроме функций, определенных пользователем (т.е. тобой) существуют еще и встроенные функции. К примеру, глянь команду
Код: call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) Слово call тебе ни о чем не говорит? :). AdjustPlayerStateBJ - это встроенная функция с тремя параметрами. Список всех таких встроенных функций имеется в MPQ архивах. Так что получается у нас, что все триггеры устроены так, что одни функции ссылаются на другие, те на третьи и т.д. :).
На этом о функциях пока все.
В качестве примера по тому, что мы пока прошли, предлагаю изучить сценарий AR, в котором реализован достаточно простой огнемет на jass с использованием массивов, циклов и функций.
К статье прикреплен файл: AR.w3m
|
Категория: JASS / AI скрипты учебники | Добавил: imDarkCount (25-11-2024 в 03:56:07)
|
Просмотров: 2747
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|